Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках

Приводится по книге:Н.П. ГЛИНОЕЦКИЙ,
«Исторический очерк Николаевской
академии Генерального штаба», СПб., 1882
 
Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках
«Высочайше утверждено» 08.12.1834
 
Успехи воспитанников в науках проистекают: от простого страдательного запоминания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей; а, следовательно, и должны быть оцениваемы, сколько можно приблизительным к тому образом

Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя от той односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников одного и того же курса между собой; он определяет правила для единого суждения в разные времена и в разных местах.

Пять степеней для сего принимаемых, разграничиваются следующим в том образом.
 
1-я степень: успехи слабые
Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.
 
2-я степень: успехи посредственные
Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки: но и те присвоил одною памятью. Он не проник в ее основания и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия может происходить от некоторой слабости природных способностей. Особливо от слабости того самомышления, которого он не смог заменить трудом  и постоянным упражнением. Отличные дарования, при легкомыслии и празднолюбии, влекут за собой то же последствие.
 
3-я степень: успехи удовлетворительные
Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана, он постигает даже отношение частей к целому, в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгою или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец. Чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки, даже выученное он применяет не иначе как с трудом и напряжением.
На сей-то степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением, но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигший оной, действительно бывает в состоянии следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. При том и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди этой, даже механической работы.
 
4-я степень: успехи хорошие
Ученик отчетливо знает преподанное учение. Он умеет изъяснить все части из начала, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины как обыкновенным случаем.
Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях придти невозможно.
 
5-я степень: успехи отличные
Ученик владеет наукою: весьма ясно и определенно отвечает на вопрос, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения с проницательностью, довольно изощренно упражнением разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться, и что можно возразить против теории. Это показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоянием, что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности, и что размышления при помощи чтения книг, к той науке относящихся, распространили познания его далее, нежели позволяло не редко одностороннее воззрение учителя на вещи. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а, следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания.
 
Вернуться