Клыков И.И. Атмосфера на экзамене

Клыков И.И.
За 45 лет педагогической деятельности мне пришлось принять не одну сотню экзаменов и переэкзаменовок (около 400-450).
Экзамен – это всегда стресс. Поведение экзаменующегося является ситуационным: студенту может быть 18 лет или 45 лет, но волнение всё равно не меньше, не зависит от возраста. Очень часто понимание вопроса в билете наступает после окончания экзамена, после выхода из аудитории.
Три совета перед экзаменом:
  • Будьте в хорошей физической форме, выспитесь накануне
  • Обратите внимание на основные положения курса, знание отдельных деталей не спасет от плохой оценки
  • Не надейтесь на списывание: списать можно, но объяснить нельзя
  • Не курите перед экзаменом – на экзаменатора запах табака действует раздражающе
Как я провожу экзамен. Начало всегда в 9:00 без опозданий.
Я выкладываю на экзамене несколько листов с основными формулами, диаграммами, таблицами, относящиеся к данному семестру.
Если у студента зазвонит телефон, то он сразу идет отвечать, несмотря на время подготовки.
Мои требования: знание основных положений и определений. Если студент их не знает, то «неуд». По моему выражению лица студенту трудно проверить правильно ли он отвечает. Простой вопрос: что означает эта буква? Откуда взялось это уравнение? Какова его размерность и размерность всех величин, входящих в это уравнение?
Типичные ошибки студентов на экзамене: проблемы с преамбулой вопроса; незнание единиц измерения величин; построение графика без указания величин по осям; отсутствие векторных обозначений там, где это нужно: проблемы с размерностью уравнения. Каковы допущения данной модели физического явления? В каких разделах физики применяется данное явление, метод? Например, гармонический осциллятор используется почти во всех разделах физики; компенсационный метод измерений в механике (рычажные весы) и в электричестве (компенсационный метод измерения э.д.с.) и т. п. Где применяется данное явление, метод в других науках? Например, явление гистерезиса кроме механики и электродинамики встречается в экономике, биологии, социологии. Неумение применять основы математических курсов в физике.
 
Квалификация экзаменатора: по характеру написанного может определить списано или нет. Через несколько минут после начала ответа опытный экзаменатор видит глубину знаний студента. Умение поставить точный вопрос студенту, подразумевающий короткий ответ, направленный в «болевую» точку. Уважительное отношение к студенту. Всегда держать свое слово перед студентами. Ошибка экзаменатора трактуется в пользу экзаменующегося.
Примерный список тем, незнание которых катастрофично:
  • Три закона Ньютона
  • Семь интегралов движения
  • Модель материальной точки
  • Модель абсолютно твердого тела
  • Гармонический осциллятор
  • Резонанс
  • Закон тяготения
  • Постулаты специальной теории относительности
  • Три начала термодинамики
  • Адиабатический процесс
  • Распределения Максвелла и Больцмана
  • Закон Кулона
  • Явление электромагнитной индукции
  • Свойства электромагнитных волн
  • Плохое построение графиков
  • Незнание основных операций с векторами (скалярное, векторное, двойное векторное, смешанное произведения)
В итоге мои пожелания студентам:
  • Постарайтесь не ухудшить свое здоровье за время обучения
  • Работайте систематически
  • Будьте любопытны
  • Стремитесь применять полученные знания к окружающему миру, а не только к физике
  • Много читайте
  • Держите данное слово даже во вред себе, что отучит вас от опрометчивых обещаний
  • Цените время свое и чужое