Доцент ФФ Ида Николаевна Анохина рассказывает о тех, кто работал и учился в Томском университете в первые годы существования физико-математического факультета.
Первыми студентами, для которых читался курс физики, были медики, так как университет открылся в 1888г. в составе только одного медицинского факультета. Лекции читал ректор университета, профессор Н.А. Гезехус. Он же создал и физический кабинет, призванный обеспечить лекции демонстрациями. Курс физики для медиков состоял из 180 лекционных часов и 64 часов практических занятий; в основном это были измерительные работы. Лаборатория была необязательной, тем не менее она очень охотно посещалась студентами. Следует заметить, что до 1865 г. в Российских университетах студенты не занимались экспериментальной работой, даже на лекциях приборы использовались редко. Н.А. Гезехус писал, что физика в России находилась в младенческом состоянии: ‘ни традиций, ни покоя, ни студенческих практических занятий, без которых трудно выработаться хорошему экспериментатору, ни средств и необходимой обстановки, которые образуются лишь постепенно; ни органа, ни собраний, которые дали бы возможность обменяться лекциями и возбуждали бы к деятельности – всего этого не было и в помине’. Хорошо понимая важность практических занятий и лекционных демонстраций, Н.А. Гезехус стремился на ограниченные средства приобрести новейшие приборы, многие из которых изготавливались по его заказам и в Петербурге и в Томске, часть из них хранится до сих пор в музее ‘истории физики’. В последующие годы профессорами Ф.Я. Капустиным, Б.В. Вейнбергом, Н.П. Поспеловым было много сделано для расширения физического кабинета, в результате стало возможным проводить и научные исследования. Однако, по настоящему физическая наука в Томске начала развиваться после открытия физико-математического факультета.
Физико-математический факультет был открыт по решению Временного правительства с 1 июня 1917г. На первый курс было принято 200 человек, которые 1 сентября с трепетом вступили в храм науки, охраняемый на входе бородатым швейцаром в синей форме, обшитой позументом. Состав студенчества был пестрым. М.А. Большанина вспоминает, что ее поразило большое количество людей в рясах, особенно на юридическом факультете. До революции студентов обязывали ходить в университетскую церковь. Университетская церковь была элитной, она посещалась высшими чиновниками, дворянством и профессурой. Для студентов читался курс богословия. После революции церковь закрыли и курс богословия прекратили читать.
Кафедра физики занимала небольшое помещение в четыре комнаты. Главной физической аудиторией была нынешняя 144 аудитория в главном корпусе. Лекции читал профессор А.П. Поспелов. Он не был блестящим лектором, но он очень любил лекционные демонстрации, которые всегда сопровождали его лекции, и в которых ему помогал самоучка механик физического кабинета Григорий Иванович Рычков.
Вскоре после начала занятий был организован физический студенческий кружок, о чем читателей информировала газета ‘Путь народа’ от 13 ноября 1917 г. В президиум кружка вошли: профессор А.П. Поспелов, ассистент Б.С. Абольник, студент Гергиевич, вольнослушатель А. Нило и вольнослушательница О. Грабенко. студенческий кружок, согласно уставу ставил своей целью:
- Самообразование в области физико-химических наук;
- Подготовка к посильному участию в работах по изучению производительных сил России;
- Знакомство со столярным, слесарно-механическим и стеклодувным отраслями ручного труда;
- Знакомство с постройкой физических приборов, их монтировкой и использованием в целях преподавания;
- Изучение фотографии;
- Издательская деятельность.
Для выполнения этих задач нужны были средства и правление через газету призвало всех, кому дороги интересы науки и просвещения, жертвовать книги, учебники, журналы ‘не стесняясь количеством таковых’. Для увеличения средств физического студенческого кружка профессор Поспелов 2 декабря 1917г. в актовом зале университета прочел платную публичную лекцию ‘Музыкальная гармония с точки зрения физики и математики’. Лекция сопровождалась многочисленными опытами. Одновременно с физическим кружком начал работать и математический.
Кроме того, студенты принимали участие и в работе различных научных семинаров. Одна из первых выпускниц физико-математического факультета М.А.Большанина, впоследствии профессор, зав. кафедрой физики, крупный ученый, вспоминала, что за время учебы в университете она сделала более 30 докладов! Первый ее доклад на физическом кружке был о броуновском движении. Она сама подготовила и показала опыты, иллюстрирующие доклад. Однако, ее заключение о том, что это пример нарушения второго закона термодинамики в микромире, не встретило одобрения профессора Поспелова.
В ноябре 1917 г. было организовано ученое физико-математическое общество. Своей ближайшей целью оно ставило способствование развитию физико-математических наук, выработку и усовершенствование методов преподавания этих наук, распространение физико-математических знаний среди широких масс населения. Планы были большими. Однако, революция, гражданская война, разруха помешали реализации их планов.
Университет в первые годы существования физико-математического факультета буквально бурлил: дискуссии, споры, митинги, лекции на политические темы. 6 октября 1917 г. профессор физики Б.П.Вейнберг прочел лекцию ‘Что с физической точки зрения социализуемо и что не социализуемо’. Горячие головы – студенты – не оставались в стороне. Успешным занятиям мешали и материальные трудности. С наступлением холодов цены возросли вдвое (например, рябчики ранее стоили 10-12 рублей десяток, а теперь до 20 рублей, пара уток вместо 5 рублей теперь 7-8 рублей и т.д.). Обострилась хлебная проблема. 8 октября 1917 г. газета ‘Сибирская жизнь’ опубликовала маленький фельетон студента X о качестве ржаного хлеба. Фельетон заканчивался словами:
На днях я видел монумент.
На нем – о праведное небо!
Прочел я надпись: ‘Жил студент’.
На нем – о праведное небо!
Прочел я надпись: ‘Жил студент’.
В одном из отчетов партячейки есть фраза: ‘За последнее время у нас нередко встретить студента в опорках на босу ногу или просто босого, ходящего все время в шинели, за отсутствием штанов’. Однако, жажда знаний была настолько велика, что эти голодные, политизированные студенты кроме обязательных занятий посещали лекции на других факультетах: курс истории философии профессора Гессена; лекции по истории древнего искусства, которые читал профессор Богаевский. Эти лекции читались по вечерам перед переполненной аудиторией с показом великолепных фотографий архитектурных памятников, скульптур. Также по вечерам фармаколог профессор Александров читал курс истории музыки с участием в качестве исполнителей учеников и педагогов музыкальной школы.
А какие профессора преподавали на физико-математического факультета! Профессор Федор Эдуардович Молин читал ряд математических курсов: теория определителей, высшая алгебра, обыкновенные дифференциальные уравнения, теория функций комплексного переменного. Это был крупный ученый, лекции его посещались очень хорошо, несмотря на то, что слушать его было нелегко. Активно участвовали студенты и в работе кружка по дифференциальной геометрии, которые он организовал. М.А. Большанина вспоминает, что она сделала не менее 15 докладов на этом семинаре. Впоследствие этот кружок перерос в семинар для научных работников.
Ряд математических курсов читал профессор В.Л.Некрасов. Именно ему была поручена вступительная лекция при открытии физико-математического факультета ‘Начало математики в России и первые русские математики’. Профессор Поспелов А.П. читал ‘Опытную физику’, профессор В.А.Ульянин – термодинамику и теоретическую оптику.
Очень колоритной фигурой был блестящий педагог, математик, механик и астроном профессор Н.Н.Горячев. Он был большой острослов, быстр в движениях, небрежен в одежде; пиджак растегнут, руки в карманах, весь в мелу; он мог на своем жилете нарисовать мелом земную орбиту. Лекции читал эмоционально, формулы писались на доске и на стенах. Его очень любили.
Нельзя не упомянуть Н.Н.Семенова, который впоследствии стал академиком, лауреатом Ленинских и Нобелевской премий. Но тогда это был молодой, очень эрудированный, увлеченный наукой преподаватель. Простота в общении, а главное, его огромная работоспособность и энтузиазм, очень привлекали к нему студентов, и они охотно участвовали в его семинаре по электронике и теории электромагнитного поля. Поистине крупные физики, математики, астрономы собрались на физико-математическом факультете в начале его существования. Но не будем забывать о том, какие события происходили за стенами университета. Гражданская война, колчаковщина привели к росту числа студентов в университете с 2.5 тысяч до 4 тысяч. Общежитий не было. Очень обострился квартирный вопрос. Вовремя колчаковщины почти половину аудиторий, кабинетов занимали войска, в некоторых комнатах размещались даже лошади. Дисциплина упала, занятия посещали менее половины числившихся студентов. Зачеты и экзамены сдавали единицы. Окончить же физико-математическое отделение из студентов первого набора смогли только 4 человека: Большанина М.А., Аравийская Е.Н., Соколова, Богословская. Научная жизнь едва теплилась. Однако и в это время произошло одно очень важное событие: сибирские ученые, в том числе томские ученые, добились от Министерства народного просвещения белогвардейского правительства решения об открытии в Томске Института исследований Сибири. По-настоящему подъем в научно-педагогической деятельности начался после окончания гражданской войны.
Анохина И.Н