Статья профессора М.А.Большаниной

Постановление партии и правительства о  высшей школе вскрыло весьма существенные недостатки в нашей работе, которых мы раньше не замечали. Когда были дипломные работы, мы воображали что у нас на физико-математическом факультете  университета все благополучно: преподавание поставлено хорошо, факультет обеспечен квалифицированными кадрами, и мы выпускаем, судя по дипломным работам, высококвалифицированных специалистов. Сейчас, после госэкзаменов, особенно резко бросается в глаза недостаточность дипломных работ, как критерия усвоения курса высшей школы. С дипломными работами окончили факультет 33 человека, из них получили отличные оценки и дипломы первой степени 16 человек. На госэкзаменах картина получилась совсем иная. Из 47 человек, державших экзамены, выдержал 31 человек; не выдержало 16 человек – 34 процента. Прослушав 190 ответов на госэкзаменах прихожу к заключению, что знания студентов очень часто формальны, основаны на зубрежке, а не на понимании существа дела. Многие студенты часто не умеют применять свои знания на деле, даже для решения задач, не говоря уже о самостоятельном разборе какого-нибудь конкретного случая. Мы, педагоги, виноваты, что не научили тудентов активно осваивать научный материал, мы ограничивались формальным контролем знаний, - вызубрил студент, ну и прекрасно!
Например, доцент Соколов А.А. считает возможным поставить студенту удовлетворительную оценку, если «он все вызубрил и ничего не понимает.; Он считает, что понимание придет позже. А я считаю что при таком подходе оно не придет никогда, а зазубренное продержится, может быть, только с неделю после экзамена.

Нам следует большое значение придавать  решению задач; они помогают студенту освоить материал не буквально, а по существу. Нужно всех текущих экзаменах обязательно требовать умения решать задачи. Тогда, если студент формально вызубрил материал, это сейчас же можно обнаружить и принять своевременно меры, не доведя дело до провала на госэкзамене. В формальном подходе студентов к изучаемому материалу виноваты, конечно, преподаватели. У студентов преподаватели не развивали навыков самостоятельной работы, на лекциях не подчеркивали в достаточной степени существа темы. Затем, я считаю неправильным делать в лекциях упор на различные тонкости,п ока студенты не усвоили самых элементарных основ науки.
Таким образом, формализм преподавания, погоня за различными деталями тонкостями, когда студенты не освоили еще основной материал - вот существенные недостатки преподавания на физмате.
В университете вообще, а на физМате, в частности, полном загоне методические вопросы. Когда у нас бывают общеуниверситетские методические конференции? Чрезвычайно редко. И вопросы там разбираются «вообще», а не конкретно. Кафедры почти совсем не ведут методической работы. Недостатки преподавания отдельных преподавателей не разбираются. Заведующие кафедрами на занятиях у своих работников не бывают, их работой не интересуются.
На физмате можно назвать только одну кафедру, которая вела кое-какую работу и более или менее регулярно собиралась – это кафедра теоретической физики. А кафедра общей физики не собиралась уже года полтора.
У нас есть не только недооценка методической работы, о даже отрицательное отношение ко всякой методике вообще. Считается почему-то достаточным для работы в узе иметь только высокую квалификацию и научные работы. При чтении лекции будто бы основа всего – вдохновение, а методика - ничто. Между тем у нас налицо примеры того, как хороший методист добивается хороших результатов Например, студенты проф. Горячева на госэкзаменах показали четкие знания, и в противоположность физикам, которые учились у доцента Соколова и обнаружили весьма формальные, вызубренные знания.
То, что большинство из нас плохие методисты, сказалось и на проведении самих госэкзаменов, где мы допустили ряд методических ошибок. Например, все члены комиссии (а не только экзаменатор, как должно бы быть) задавали вопросы студенту во время его рассказа; это иногда его сбивало с толку. Вначале мы допускали даже опрос сразу двух студентов ( правда, мы быстро это прекратили). Долгие опросы, долгие ожидания - все это не способствовало наилучшему проведению экзаменов. Не следует перебивать студента, когда он отвечает, хотя бы и неверно. Надо его спросить об ошибках, когда он закончит. Члены комиссии во время экзамена позволяли себе разговоры, чтение и т.п., что также могло неприятно действовать на экзаменующихся.

Все    эти     ошибки теперь надо исправить.  Может быть, мы  еще    допустили    какие-либо      методические ошибки     и    не  заметили  их. К сожалению,  на пленуме    государственной экзаменационной комиссии  университета   совсем  не было государственников,  и  мы   не услышали поэтому ни слова критики от своих студентов.   Было   бы    очень желательно, чтобы   через   печать нам  были указаны  те  недостатки  в нашей работе, которые мы сами не замечаем.
Наконец,    нужно   отметить      еще один,      довольно   распространенный недостаток   учебной   работы  не только  на  физмате,  но и вообще  в университете     -     это           либерализм в оценке знаний студентов.Сейчас   этот   либерализм   имеет место    в    меньшей     степени,  а года два      тому    назад    зачастую  студент сдавал  один    и   тот    же   предмет до тех пор,   пока    преподаватель,   наконец,  не сдастся.        Кроме того,    и сами    педагоги часто  совершенно   неосновательно   воздерживались от неудовлетворительной  оценки   при явно    плохих знаниях студента,     часто         незаслуженно ставили    « отлично»,   «хорошо».   Мы этим грешим и до сих пор.        Пора   нам,    наконец,    почувствовать    свою   ответственность   за  качество      выпускаемых   кадров   и   помнить,    что    наша    работа сейчас подвергается     серьезному       испытанию на      госэкзаменах,    где    недостатки, накопившиеся    за   ряд  лет, особенно резко бросаются в глаза.
 
Профессор М. Большанина